- ГОСТ 520-2002: Подшипники качения. Общие технические условия
Терминология ГОСТ 520-2002: Подшипники качения. Общие технические условия оригинал документа:
3.6.1.3 асинхронное радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального подшипника Kiaa: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от любой зафиксированной точки на поверхности наружного диаметра наружного кольца относительно зафиксированной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца, измеренная при многократном вращении внутреннего кольца в обоих направлениях, причем тела качения находятся в контакте с дорожками качения как внутреннего, так и наружного колец, а в коническом роликовом подшипнике - с бортиком широкого торца внутреннего кольца.
Примечания
1. Асинхронное радиальное биение является неповторяющимся.
2. Необходимо выполнять несколько измерений, причем всякий раз необходимо брать разные неподвижные точки на наружном и внутреннем кольцах.
Определения термина из разных документов: асинхронное радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального подшипника3.2.8 базовый типоразмер подшипника: Типоразмер подшипника, имеющий наиболее широко применяемую внутреннюю конструкцию и основное условное обозначение в соответствии с ГОСТ 3189 (например, 205, 7609).
Определения термина из разных документов: базовый типоразмер подшипника3.3.4 базовый торец кольца: Торец, спроектированный изготовителем как базовый торец подшипника, который может служить базой для измерений.
Примечания
1. Базовым торцом для измерения кольца обычно является немаркированный торец. Для симметричных колец, когда невозможно определить базовый торец, считается, что допуски относятся к любому торцу.
2. Для подшипников, предназначенных для восприятия осевых нагрузок, им, в основном, является широкий торец.
3. Для подшипников с наружными кольцами, имеющими упорный борт, базовым торцом является опорный торец упорного борта, предназначенный для восприятия осевой нагрузки.
Определения термина из разных документов: базовый торец кольца3.4.3.14 действительная высота упорного и упорно-радиального подшипников Ts: Расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, касательными к действительным широким торцам колец, предназначенными для ограничения высоты подшипника.
Определения термина из разных документов: действительная высота упорного и упорно-радиального подшипников3.4.3.17 действительная монтажная высота внутреннего подузла (конического роликового подшипника) T1s: Расстояние между точками пересечения оси внутреннего подузла с двумя плоскостями, одна из которых является касательной к действительному широкому торцу внутреннего подузла, а другая является касательной к базовому торцу эталонного наружного кольца.
Примечание - Дорожки качения внутреннего кольца и эталонного наружного кольца и упорный бортик широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами.
Определения термина из разных документов: действительная монтажная высота внутреннего подузла3.4.3.20 действительная монтажная высота наружного кольца (конического роликового подшипника) T2s: Расстояние между точками пересечения оси наружного кольца с двумя плоскостями, одна из которых является касательной к действительному широкому торцу наружного кольца, а другая является касательной к базовому торцу эталонного внутреннего подузла.
Примечание - Для однорядного конического роликового подшипника с упорным бортом на наружном кольце T2s равна расстоянию между действительным опорным торцом упорного борта и базовым (широким) торцом эталонного внутреннего подузла.
Определения термина из разных документов: действительная монтажная высота наружного кольца3.4.3.11 действительная ширина (монтажная высота) подшипника (радиального и радиально-упорного подшипников, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца ограничивают ширину подшипника) Ts: Расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, касательными к действительным базовым торцам колец, предназначенным для ограничения ширины подшипника.
Примечание - Для конического однорядного роликового подшипника это расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, одна из которых является касательной к действительному широкому торцу внутреннего подузла, а другая является касательной к действительному широкому торцу наружного кольца.
Дорожки качения внутреннего и наружного колец, упорный бортик широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами.
Определения термина из разных документов: действительная ширина (монтажная высота) подшипника3.3.14 действительный размер: Размер детали, полученный путем измерения (например, диаметр, ширина и т.д.).
Определения термина из разных документов: действительный размер3.3.17 диаметр контакта дорожки качения: Диаметр окружности, проходящей через номинальные точки контакта на дорожке качения.
Примечание - В роликовых подшипниках номинальными точками контакта считаются, главным образом, точки в середине длины ролика.
Определения термина из разных документов: диаметр контакта дорожки качения3.3.10 единичная плоскость: Любая радиальная или осевая плоскость, в которой могут проводиться измерения.
Определения термина из разных документов: единичная плоскость3.4.3.2 единичная ширина кольца Bs или Cs: Расстояние между точками пересечения двух действительных торцов кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца.
Определения термина из разных документов: единичная ширина кольца3.4.3.7 единичная ширина упорного борта наружного кольца Cls: Расстояние между точками пересечения двух действительных торцов упорного борта наружного кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта.
Определения термина из разных документов: единичная ширина упорного борта наружного кольца3.4.1.2 единичный диаметр отверстия ds: Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия любой радиальной плоскостью.
Определения термина из разных документов: единичный диаметр отверстия3.4.1.3 единичный диаметр отверстия в единичной плоскости dsp:Единичный диаметр отверстия, относящийся к конкретной радиальной плоскости.
Определения термина из разных документов: единичный диаметр отверстия в единичной плоскости3.4.1.13 единичный диаметр отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) Fws: Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения огибающего профиля, вписанного в комплект тел качения, и радиальной плоскости.
Определения термина из разных документов: единичный диаметр отверстия комплекта тел качения3.4.2.2 единичный наружный диаметр Ds: Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной наружной поверхности радиальной плоскостью.
Определения термина из разных документов: единичный наружный диаметр3.4.2.3 единичный наружный диаметр в единичной плоскости Dsp: Единичный наружный диаметр, относящийся к конкретной радиальной плоскости.
Определения термина из разных документов: единичный наружный диаметр в единичной плоскости3.4.2.13 единичный наружный диаметр комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) Ews: Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения огибающего профиля, описанного вокруг комплекта тел качения, и радиальной плоскостью.
Определения термина из разных документов: единичный наружный диаметр комплекта тел качения3.3.13 единичный размер: Любое отдельное расстояние, измеренное между любыми двумя противоположными точками (например, диаметр, ширина и т.д.).
Примечание - Этот параметр рассматривается также как «локальный действительный размер» (см. ИСО 286-1 [1]).
Определения термина из разных документов: единичный размер3.4.4.3 единичный размер фаски (осевой): Расстояние между вершиной воображаемого угла и точкой на линии пересечения поверхности фаски с поверхностью отверстия или наружной поверхностью кольца в единичной осевой плоскости.
Определения термина из разных документов: единичный размер фаски (осевой)3.4.4.2 единичный размер фаски (радиальный) rs: Расстояние между вершиной воображаемого угла и точкой на линии пересечения поверхности фаски с торцом кольца в единичной осевой плоскости.
Определения термина из разных документов: единичный размер фаски (радиальный)3.2.2 закрытый подшипник качения: Подшипник качения с одним или двумя уплотнениями, с одной или двумя защитными шайбами или одним уплотнением и одной защитной шайбой.
Определения термина из разных документов: закрытый подшипник качения3.1.2 измерительная нагрузка: Усилие извне, прилагаемое к испытуемому образцу при проведении измерения.
Определения термина из разных документов: измерительная нагрузка3.1.1 измерительное усилие: Усилие, прилагаемое наконечником индикатора или самописца к измеряемой поверхности.
Определения термина из разных документов: измерительное усилие3.2.6 комплектный подшипник качения: Один из подшипников качения, входящих в состав сдвоенного подшипника или в комплект подшипников.
Определения термина из разных документов: комплектный подшипник качения3.3.16 конус: Поверхность вращения, образованная прямой линией, пересекающей ось.
Определения термина из разных документов: конус3.2.9 модификация базового типоразмера подшипника: Типоразмер подшипника, имеющий тип, конструктивную разновидность и габаритные размеры соответствующего базового типоразмера, но отличающийся особенностями внутренней конструкции (сепаратора и др.) и определяемый в условном обозначении дополнительными знаками (например, 205К, 1000802Л).
Определения термина из разных документов: модификация базового типоразмера подшипника3.3.9 монтажная поверхность: Поверхность отверстия внутреннего (тугого) кольца, наружная поверхность наружного (свободного) кольца, поверхность базового торца.
Определения термина из разных документов: монтажная поверхность3.4.2.14 наибольший единичный наружный диаметр комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) Ewsmax: Наибольший из единичных наружных диаметров комплекта тел качения.
Примечание - Наибольший единичный наружный диаметр комплекта тел качения есть диаметр цилиндра, который при размещении его вокруг комплекта тел качения образует нулевой радиальный зазор, по крайней мере, в одном радиальном направлении.
Определения термина из разных документов: наибольший единичный наружный диаметр комплекта тел качения3.4.4.5 наибольший единичный размер (максимальный предел) фаски rsmax: Наибольший допустимый радиальный и осевой единичные размеры фаски кольца.
Определения термина из разных документов: наибольший единичный размер (максимальный предел) фаски3.4.1.14 наименьший единичный диаметр отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) Fwsmin: Наименьший из единичных диаметров отверстия комплекта тел качения.
Примечание - Наименьший единичный диаметр отверстия комплекта тел качения есть диаметр цилиндра, который при размещении его в отверстии комплекта тел качения образует нулевой радиальный зазор, по крайней мере, в одном радиальном направлении.
Определения термина из разных документов: наименьший единичный диаметр отверстия комплекта тел качения3.4.4.4 наименьший единичный размер (минимальный предел) фаски rsmin: Наименьший допустимый радиальный и осевой единичные размеры фаски кольца и, кроме этого, радиус воображаемой кольцевой дуги в осевой плоскости, касательной к торцу и поверхности отверстия или наружной поверхности, за которую не должен выступать материал кольца.
Определения термина из разных документов: наименьший единичный размер (минимальный предел) фаски3.5.2.1 непараллельность дорожки качения внутреннего кольца относительно торца (радиального и радиально-упорного шариковых желобных подшипников) Si: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от середины дорожки качения внутреннего кольца до плоскости, касательной к базовому торцу.
Определения термина из разных документов: непараллельность дорожки качения внутреннего кольца относительно торца3.5.2.2 непараллельность дорожки качения наружного кольца относительно торца (радиального и радиально-упорного шариковых желобных подшипников) Se: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от середины дорожки качения наружного кольца до плоскости, касательной к базовому торцу.
Определения термина из разных документов: непараллельность дорожки качения наружного кольца относительно торца3.5.3.3 неперпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно опорного торца упорного борта (в основном цилиндрическая поверхность) SD1: Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной поверхности подшипника на расстоянии от торцевой поверхности, противоположной упорному борту, и от опорного торца упорного борта, равном 1,2 наибольшего осевого единичного размера фаски.
Определения термина из разных документов: неперпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно опорного торца упорного борта3.5.3.2 неперпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно торца (в основном цилиндрическая поверхность) SD: Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной поверхности на расстоянии от торцевых поверхностей этого кольца, равном 1,2 наибольшего осевого единичного размера фаски.
Определения термина из разных документов: неперпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно торца3.5.3.1 неперпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия Sd: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости, перпендикулярной к оси внутреннего кольца, на расстоянии от оси в радиальном направлении, равном половине среднего диаметра торца.
Примечание - Этот параметр был общеизвестен как «биение торца внутреннего кольца относительно отверстия», и допуски базировались на этом определении. Если проведена оценка как «отверстие относительно торца», то измеренная величина будет рассчитываться так, чтобы соответствовать термину «торец относительно отверстия».
Определения термина из разных документов: неперпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия3.4.1.5 непостоянство диаметра отверстия (в основном цилиндрического отверстия) Vds:Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия отдельного кольца
Vds= ds max - ds min.
Определения термина из разных документов: непостоянство диаметра отверстия3.4.1.10 непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости Vdsp: Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия в единичной радиальной плоскости
Vdsp = dsp max - dsp min.
Определения термина из разных документов: непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости3.4.2.5 непостоянство наружного диаметра (в основном цилиндрической наружной поверхности) VDs: Разность между наибольшим и наименьшим единичными наружными диаметрами отдельного кольца
VDs = (Ds max + Ds min).
Определения термина из разных документов: непостоянство наружного диаметра3.4.2.10 непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости VDsp: Разность между наибольшим и наименьшим единичными наружными диаметрами в единичной радиальной плоскости
VDsp = Dsp max - Dsр min.
Определения термина из разных документов: непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости3.4.1.11 непостоянство среднего диаметра отверстия (в основном цилиндрического отверстия) Vdmp:Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия в единичных радиальных плоскостях отдельного кольца
Vdmp = dmp max - dmp min.
Определения термина из разных документов: непостоянство среднего диаметра отверстия3.4.1.11 непостоянство среднего наружного диаметра (в основном цилиндрической наружной поверхности) VDmp: Разность между наибольшим и наименьшим средними наружными диаметрами в единичных радиальных плоскостях отдельного кольца
VDmp = Dmp max - Dmp min.
Определения термина из разных документов: непостоянство среднего наружного диаметра3.4.3.4 непостоянство ширины кольца VBs или VCs: Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного кольца
VBs= Bsmax - Bsmin или VCs = Csmax - Csmin.
Определения термина из разных документов: непостоянство ширины кольца3.4.3.9 непостоянство ширины упорного борта наружного кольца VC1s: Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами упорного борта отдельного кольца
VC1s = C1s max - C1s min.
Определения термина из разных документов: непостоянство ширины упорного борта наружного кольца3.4.3.13 номинальная высота упорного и упорно-радиального подшипников Т: Расстояние между двумя широкими теоретическими торцами колец, предназначенными для ограничения высоты подшипника.
Примечание - Номинальная высота подшипника является, в основном, базовой величиной (базовым размером) для отклонений действительной высоты подшипника.
Определения термина из разных документов: номинальная высота упорного и упорно-радиального подшипников3.4.3.16 номинальная монтажная высота внутреннего подузла (конического роликового подшипника) Т1: Расстояние между широким теоретическим торцом внутреннего подузла и теоретическим базовым торцом эталонного наружного кольца.
Определения термина из разных документов: номинальная монтажная высота внутреннего подузла3.4.3.19 номинальная монтажная высота наружного кольца (конического роликового подшипника) Т2: Расстояние между широким теоретическим торцом наружного кольца и теоретическим базовым торцом эталонного внутреннего подузла.
Примечание - Для однорядного конического роликового подшипника с упорным бортом на наружном кольце Т2 равна расстоянию между теоретическим опорным торцом упорного борта и теоретическим базовым торцом эталонного внутреннего подузла.
Определения термина из разных документов: номинальная монтажная высота наружного кольца3.4.3.1 номинальная ширина кольца В (внутреннее кольцо) или С (наружное кольцо): Расстояние между двумя теоретическими торцевыми поверхностями кольца.
Примечание - Для колец подшипников качения номинальная ширина является, в основном, базовой величиной (базовый размер) для отклонений действительной ширины.
Определения термина из разных документов: номинальная ширина кольца3.4.3.10 номинальная ширина радиального и радиально-упорного подшипников В,С или Т: Расстояние между двумя теоретическими торцами кольца, предназначенными для ограничения ширины подшипника.
Примечание - Номинальная ширина подшипника является, в основном, базовой величиной (базовым размером) для отклонений действительной ширины подшипника. Символ B применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости. Символ C применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами наружного кольца (когда символ B неприемлем). Символ Т применяется, когда номинальная ширина (монтажная высота) подшипника является расстоянием между одним торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца.
Определения термина из разных документов: номинальная ширина радиального и радиально-упорного подшипников3.4.3.6 номинальная ширина упорного борта наружного кольца C1: Расстояние между двумя теоретическими торцами упорного борта наружного кольца.
Определения термина из разных документов: номинальная ширина упорного борта наружного кольца3.4.1.1 номинальный диаметр отверстия d: Диаметр цилиндра, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном, цилиндрического отверстия, или диаметр конуса в определенной радиальной плоскости, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном, конического отверстия.
Примечание - Для подшипников качения номинальный диаметр отверстия является базовой величиной (базовым диаметром) для измерения отклонений действительной поверхности отверстия.
Определения термина из разных документов: номинальный диаметр отверстия3.4.1.12 номинальный диаметр отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) Fw: Диаметр теоретического цилиндра, вписанного внутрь всех тел качения.
Определения термина из разных документов: номинальный диаметр отверстия комплекта тел качения3.4.2.1 номинальный наружный диаметр (в основном цилиндрической наружной поверхности) D:Диаметр цилиндра, содержащий теоретическую наружную поверхность.
Примечание - Для подшипников качения номинальный наружный диаметр является, в основном, базовой величиной (базовым диаметром) для отклонений действительной наружной поверхности.
Определения термина из разных документов: номинальный наружный диаметр3.4.1.12 номинальный наружный диаметр комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) Ew: Диаметр теоретического цилиндра, описанного вокруг всех тел качения.
Определения термина из разных документов: номинальный наружный диаметр комплекта тел качения3.4.4.1 номинальный размер фаски r. Размер фаски кольца, используемый как базовый.
Примечание - Номинальный размер фаски соответствует наименьшему единичному размеру фаски.
Определения термина из разных документов: номинальный размер фаски3.3.12 опорный торец упорного борта: Поверхность упорного борта наружного кольца, воспринимающая нагрузку.
Определения термина из разных документов: опорный торец упорного борта3.3.7 осевая плоскость: Плоскость, содержащая ось.
Определения термина из разных документов: осевая плоскость3.6.2. Осевое биение
Примечание - Осевое биение собранного подшипника является результатом нескольких отдельных, но вместе взятых факторов.
Определения термина из разных документов: Осевое биение3.6.2.2 осевое биение внутреннего кольца собранного конического роликового подшипника Sia: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между широким торцом внутреннего кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси внутреннего кольца, равном половине среднего диаметра контакта дорожки качения внутреннего кольца, и точкой в неподвижном положении относительно наружного кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами.
Определения термина из разных документов: осевое биение внутреннего кольца собранного конического роликового подшипника3.6.2.1 осевое биение внутреннего кольца собранного подшипника (радиальный и радиально-упорный шариковый желобной подшипник) Sia:Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между базовым торцом внутреннего кольца в различных угловых положениях этого кольца на расстоянии в радиальном направлении от оси внутреннего кольца, равном половине диаметра контакта дорожки качения внутреннего кольца, и точкой в неподвижном положении относительно наружного кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками.
Определения термина из разных документов: осевое биение внутреннего кольца собранного подшипника3.6.2.4 осевое биение наружного кольца собранного конического роликового подшипника Sea: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между широким торцом наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра контакта дорожки качения наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами.
Определения термина из разных документов: осевое биение наружного кольца собранного конического роликового подшипника3.6.2.3 осевое биение наружного кольца собранного подшипника (радиальный и радиально-упорный шариковый желобной подшипник) Sea:Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между базовым торцом наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине диаметра контакта дорожки качения наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками.
Определения термина из разных документов: осевое биение наружного кольца собранного подшипника3.6.2.6 осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного конического роликового подшипника Sеа1: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между опорным торцом упорного борта торца наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра опорного торца упорного борта наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами.
Определения термина из разных документов: осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного конического роликового подшипника3.6.2.5 осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного подшипника (радиальный и радиально-упорный шариковый желобной подшипник) Sеа1: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между опорным торцом упорного борта торца наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра опорного торца упорного борта наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками.
Определения термина из разных документов: осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного подшипника3.3.8 осевое направление: Направление, параллельное оси.
Примечание - Для кольца подшипника принято, однако, считать, что осевое направление перпендикулярно к плоскости, касательной к базовому торцу кольца.
Определения термина из разных документов: осевое направление3.7.2.1 осевой внутренний зазор (подшипник без преднатяга, предназначенный для восприятия чисто осевой двусторонней нагрузки) Ga: Среднеарифметическое расстояние в осевом направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного осевого крайнего положения в противоположное крайнее положение без приложения внешней нагрузки.
Примечания
1. При каждом предельном осевом положении колец относительно друг друга их относительное радиальное положение и положение тел качения относительно дорожек качения должны быть такими, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее осевое положение относительно другого кольца.
2. Среднее расстояние включает в себя смещения колец в различных угловых положениях относительно друг друга и комплекта тел качения в различных угловых положениях относительно колец.
Остальные термины по ГОСТ 24955 и ГОСТ 25256.
Определения термина из разных документов: осевой внутренний зазор3.4. Основные размеры
Примечание - Непостоянства диаметров (ширин) и средние диаметры (ширины), определяемые в этом разделе, являются разностью и среднеарифметическими значениями действительных наибольшего и наименьшего единичных размеров, а не допустимых предельных значений единичных размеров. Пояснения, касающиеся допусков на размеры диаметров, даны в приложении А.
Определения термина из разных документов: Основные размеры3.3.2 ось внутреннего кольца: Ось цилиндра или конуса, вписанного соответственно в цилиндрическое или коническое отверстие внутреннего кольца.
Определения термина из разных документов: ось внутреннего кольца3.3.3 ось наружного кольца: Ось цилиндра, описанного вокруг наружной цилиндрической поверхности наружного кольца.
Определения термина из разных документов: ось наружного кольца3.3.1 ось подшипника: Теоретическая ось вращения подшипника качения.
Определения термина из разных документов: ось подшипника3.4.3.15 отклонение действительной высоты упорного и упорно-радиального подшипников DTs: Разность между действительной и номинальной высотами подшипника
DTs = Ts- T.
Определения термина из разных документов: отклонение действительной высоты упорного и упорно-радиального подшипников3.4.3.18 отклонение действительной монтажной высоты внутреннего подузла (конического роликового подшипника) DT1s. Разность между действительной и номинальной монтажными высотами внутреннего подузла
DT1s = T1s - T1.
Определения термина из разных документов: отклонение действительной монтажной высоты внутреннего подузла3.4.3.21 отклонение действительной монтажной высоты наружного кольца (конического роликового подшипника) DT2s: Разность между действительной и номинальной монтажными высотами наружного кольца
DT2s = T2s - Т2.
Определения термина из разных документов: отклонение действительной монтажной высоты наружного кольца3.4.3.12 отклонение действительной ширины (монтажной высоты) подшипника (радиального и радиально-упорного подшипников, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца ограничивают ширину подшипника) DTs:Разность между действительной и номинальной ширинами подшипника
DTs = Ts - T.
Определения термина из разных документов: отклонение действительной ширины (монтажной высоты) подшипника3.4.2.4 отклонение единичного диаметра наружного отверстия (в основном цилиндрической наружной поверхности) DDs: Разность между единичным и номинальным наружными диаметрами
DDs = Ds - D.
Определения термина из разных документов: отклонение единичного диаметра наружного отверстия3.4.1.4 отклонение единичного диаметра отверстия Dds: Разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия
Dds= ds - d.
Определения термина из разных документов: отклонение единичного диаметра отверстия3.4.3.3 отклонение единичной ширины кольца DBs или DCs: Разность между единичной и номинальной ширинами кольца
DBs = Вs - В или DCs = Сs - С.
Определения термина из разных документов: отклонение единичной ширины кольца3.4.3.8 отклонение единичной ширины упорного борта наружного кольца DC1s: Разность между единичной и номинальной ширинами упорного борта наружного кольца
DCls = C1s - С1.
Определения термина из разных документов: отклонение единичной ширины упорного борта наружного кольца3.5.1.1 отклонение от круглости (в основном круговой линии на поверхности): Наибольшее расстояние в радиальном направлении от точек реального профиля до прилегающей окружности.
Определения термина из разных документов: отклонение от круглости3.5.1.3 отклонение от сферической формы (в основном сферической поверхности): Наибольшее расстояние в радиальном направлении любой точки экваториальной плоскости от точек реальной поверхности до прилегающей вписанной (внутренняя поверхность) или описанной (наружная поверхность) сферы.
Определения термина из разных документов: отклонение от сферической формы3.5.1.2 отклонение от цилиндричности (в основном цилиндрической поверхности): Наибольшее расстояние в радиальном направлении в любой радиальной плоскости от любой точки реальной поверхности до прилегающего вписанного (внутренняя поверхность) или описанного (наружная поверхность) цилиндра.
Определения термина из разных документов: отклонение от цилиндричности3.4.1.7 отклонение среднего диаметра отверстия (в основном цилиндрического отверстия) Ddm: Разность между средним и номинальным диаметрами отверстия
Ddm = dm - d.
Определения термина из разных документов: отклонение среднего диаметра отверстия3.4.1.9 отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости Ddmp: Разность между средним и номинальным диаметрами отверстия в единичной радиальной плоскости
Ddmp = dmp - d.
Определения термина из разных документов: отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости3.4.1.16 отклонение среднего диаметра отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) DFwm: Разность между средним и номинальным диаметрами отверстия комплекта тел качения
DF wm = Fwm - Fw.
Определения термина из разных документов: отклонение среднего диаметра отверстия комплекта тел качения3.4.2.7 отклонение среднего наружного диаметра (в основном цилиндрической наружной поверхности) DDm: Разность между средним и номинальным наружными диаметрами
DDm = Dm - D.
Определения термина из разных документов: отклонение среднего наружного диаметра3.4.2.9 отклонение среднего наружного диаметра в единичной плоскости (в основном цилиндрической наружной поверхности) DDmp: Разность между средним и номинальным наружными диаметрами в единичной радиальной плоскости
DDmp = Dmp - D.
Определения термина из разных документов: отклонение среднего наружного диаметра в единичной плоскости3.4.2.16 отклонение среднего наружного диаметра комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) DEwm: Разность между средним и номинальным наружными диаметрами комплекта тел качения
DEwm = Evm - Ew.
Определения термина из разных документов: отклонение среднего наружного диаметра комплекта тел качения3.2.1 открытый подшипник качения: Подшипник качения без уплотнений и защитных шайб.
Определения термина из разных документов: открытый подшипник качения3.2.7 подузел подшипника: Кольцо подшипника с телами качения или без них, или с сепаратором и телами качения, или тела качения с сепаратором в сборе, которые могут быть свободно отделены от подшипника.
Определения термина из разных документов: подузел подшипника3.2.4 приборный прецизионный подшипник качения: Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в приборах.
Определения термина из разных документов: приборный прецизионный подшипник качения3.3.5 радиальная плоскость: Плоскость, перпендикулярная к оси.
Примечание - Для кольца подшипника принято считать, что радиальная плоскость параллельна плоскости, касательной к базовому торцу кольца.
Определения термина из разных документов: радиальная плоскость3.6.1. Радиальное биение
Примечание - Радиальное биение собранного подшипника является результатом нескольких отдельных, но сведенных воедино факторов.
Определения термина из разных документов: Радиальное биение3.6.1.1 радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального и радиально-упорного подшипника Kia. Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной поверхности наружного кольца до поверхности отверстия в различных относительных угловых положениях внутреннего кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения наружного и внутреннего колец, а у конического подшипника - и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца.
Определения термина из разных документов: радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального и радиально-упорного подшипника3.6.1.2 радиальное биение наружного кольца собранного радиального и радиально-упорного подшипника Kеа: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной поверхности наружного кольца в различных относительных угловых положениях этого кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения наружного и внутреннего колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца.
Определения термина из разных документов: радиальное биение наружного кольца собранного радиального и радиально-упорного подшипника3.3.6 радиальное направление: Направление, пересекающее ось в радиальной плоскости.
Определения термина из разных документов: радиальное направление3.7.1.1 радиальный внутренний зазор (подшипник без преднатяга, предназначенный для восприятия чисто радиальной нагрузки) Gr: Среднеарифметическое расстояние в радиальном направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентрического крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение при различных угловых направлениях и без приложения внешней нагрузки.
Примечания
1. При каждом предельном эксцентрическом положении колец относительно друг друга их относительное осевое положение и положение тел качения относительно дорожек качения должны быть такими, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее эксцентрическое положение относительно другого кольца.
2. Среднее расстояние включает в себя смещения колец в различных угловых положениях относительно друг друга и комплекта тел качения в различных угловых положениях относительно колец.
Определения термина из разных документов: радиальный внутренний зазор3.5.4.1 разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия (радиального и радиально-упорного подшипника) Ki: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от поверхности отверстия до середины дорожки качения снаружи внутреннего кольца.
Определения термина из разных документов: разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия3.5.4.2 разностенность дорожки качения наружного кольца относительно наружной поверхности (радиального и радиально-упорного подшипника) Kе: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от наружной поверхности до середины дорожки качения изнутри наружного кольца.
Определения термина из разных документов: разностенность дорожки качения наружного кольца относительно наружной поверхности3.5.4.4 разностенность дорожки качения свободного кольца относительно широкого торца (упорный и упорно-радиальный подшипник, плоский широкий торец) Se: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца до середины дорожки качения на противоположной стороне свободного кольца.
Определения термина из разных документов: разностенность дорожки качения свободного кольца относительно широкого торца3.5.4.3 разностенность дорожки качения тугого кольца относительно широкого торца (упорный и упорно-радиальный подшипник, плоский широкий торец) Si: Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца до середины дорожки качения на противоположной стороне тугого кольца.
Определения термина из разных документов: разностенность дорожки качения тугого кольца относительно широкого торца3.2.3 самолетный подшипник качения: Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в самолетах, в том числе в системах управления.
Определения термина из разных документов: самолетный подшипник качения3.2.5 сдвоенный подшипник: Два подшипника качения, смонтированных рядом на одном валу таким образом, что они работают как один подшипник.
Определения термина из разных документов: сдвоенный подшипник3.3.18 середина дорожки качения: Точка или линия на поверхности дорожки качения, лежащая посередине между двумя кромками дорожки качения.
Определения термина из разных документов: середина дорожки качения3.4.1.6 средний диаметр отверстия (в основном цилиндрического отверстия) dm: Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия отдельного кольца
dm = (ds max + ds min)/2.
Определения термина из разных документов: средний диаметр отверстия3.4.1.8 средний диаметр отверстия в единичной плоскости dmp: Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия в единичной радиальной плоскости
dmp = (dsp max + dsр min)/2.
Определения термина из разных документов: средний диаметр отверстия в единичной плоскости3.4.1.15 средний диаметр отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) Fwm:Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия комплекта тел качения
Fwm = (Fws max + Fws min)/2.
Определения термина из разных документов: средний диаметр отверстия комплекта тел качения3.4.2.6 средний наружный диаметр (в основном цилиндрической наружной поверхности) Dm: Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров отдельного кольца
Dm = (Ds max + Ds min)/2.
Определения термина из разных документов: средний наружный диаметр3.4.2.8 средний наружный диаметр в единичной плоскости Dmp: Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров в единичной радиальной плоскости
Dmp = (Dsр max + Dsp min)/2.
Определения термина из разных документов: средний наружный диаметр в единичной плоскости3.4.2.15 средний наружный диаметр комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) Ewm: Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров комплекта тел качения
Ewm = (Evs max + Evs min)/2.
Определения термина из разных документов: средний наружный диаметр комплекта тел качения3.4.3.5 средняя ширина кольца Вm или Сm: Среднеарифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных ширин отдельного кольца
Вm = (Bs max + Bs min)/2 или Cm =(Cs max + Cs min)/2.
Определения термина из разных документов: средняя ширина кольца3.7.1.2 теоретический радиальный внутренний зазор радиального подшипника: Разность между диаметрами контакта дорожек качения наружного и внутреннего колец, уменьшенная на удвоенный диаметр тела качения.
Примечание - Для образцового подшипника, т.е. подшипника, имеющего незначительные погрешности формы, радиальный зазор, определенный в 3.7.1.1, равен теоретическому зазору при условии, что тела качения установлены в линии с угловым направлением смещения.
Определения термина из разных документов: теоретический радиальный внутренний зазор радиального подшипника3.3.11 упорный борт на наружном кольце: Борт на наружной поверхности наружного кольца подшипника, предназначенный для осевой фиксации подшипника в корпусе и для восприятия осевой нагрузки.
Определения термина из разных документов: упорный борт на наружном кольце3.3.15 цилиндр: Поверхность вращения, образованная прямой линией, параллельной ее оси.
Определения термина из разных документов: цилиндр
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.